Савельева Марина Юрьевна

Савельева Марина Юрьевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии науки и культурологии Центра гуманитарного образования НАН Украины

 

 Монографии:

Философ на троне: Штрихи к портрету Екатерины Великой. — К.: Издатель ПАРАПАН, 2006. — 424 с.

Монархия как форма самоопределения личности (Российский опыт становления феномена «сакральное»). — К.: Издатель ПАРАПАН, 2007. — 412 с.

Ломоносов. Миф как основание мышления. — М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2014. — 360 с.

Разделы в коллективных монографиях 

Императрица и философ: альянс, который не состоялся // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии; Редколл.: О. К. Румянцев (отв. ред.) и др. — М.: Академический проект; РИК, 2005. — 528 с. — (Серия «Технология культуры», «Постижение культуры»). — С. 84–124.

Толерантность как регулятив отношений церкви и государства // Толерантність та діалог в сучасному світі /Зб. наук. праць «Філософські діалоги–2010. — К.: Інститут філософії ім. Г. С. Сковороди НАН України, 2013. — С. 237–251.

Специфика российского модерна: миф как основание дискурсивного единства // Генезис и пути развития русской и украинской философской мысли. — Полтава: ООО «АСМИ», 2013. — С. 244–252.

Достоевский как нефилософский тип // Генезис и пути развития русской и украинской философской мысли. — Полтава: ООО «АСМИ», 2013. — С. 434–450.

Монографические статьи

в периодических научных изданиях

Життя як самодостатність досвіду (до ювілею прот. В. В. Зиньківського) // Людина і світ. — 2001. — № 8, серпень. — С. 18–20.

Исторический трансцендентализм рубежа XVIII–XIX вв. как возможность реализации исторического субъекта: Кант — Карамзин — Кант // Totallogy: Постнекласичні дослідження. — Вип. 6. — К., 2001. — С. 150–165.

Постсоветская интеллигенция: размытые черты в мутном зеркале «эпохи перемен» // Totallogy: Постнекласичні дослідження. — К., 2008. — Вип. 19. — С. 187–197.

К вопросу об основании концепции всеединой личности в творчестве Владимира Соловьёва // Соловьёвские чтения. — № (4) 28. — Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т им. В. И. Ленина, 2010. — С. 67–77 (0,8 д. а.) 

Личностный критерий Абсолюта: мифологические аспекты мышления Владимира Соловьёва (Статья 1) // Практична філософія. — К., 2011. — № 1 (39). — С. 219–228.

Личностный критерий Абсолюта: мифологические аспекты мышления Владимира Соловьёва (Статья 2) // Практична філософія. — К., 2011. — № 2 (40). — С. 209–219.

Просвещенческий «гносеологический миф» как основание мышления М. В. Ломоносова (Статья 1) // Практична філософія. — 2011. — № 4 (42). — С. 155–162.

Просвещенческий «гносеологический миф» как основание мышления М. В. Ломоносова (Статья 2) // Практична філософія. — № 2 (44). — С. 105–118.

Просвещенческий «гносеологический миф» как основание мышления М. В. Ломоносова (Статья 3) // Практична філософія. — № 3 (45). — С. 186–196.

Специфика российского модерна: миф как основание дискурсивного единства // Вісник Черкаського університету. — Серія: філософія. — Черкаський національний університет ім. Богдана Хмельницького, 2012. — С. 23–27.

Доклады и сообщения,

представленные на конгрессах, конференциях, симпозиумах,

летних школах, «круглых столах», теоретических семинарах 

Карамзин: парадокс основания исторического сознания // Философский Век: Альманах. — Вып. 5. Идея истории в Российском Просвещении: Материалы I научн.-практ. летней школы молодых учёных, СПб., июнь, 1997. — СПб., 1998. — Вып. 5. — С. 237–242.

Екатерина и Радищев: «единство и борьба противоположностей»?.. // Философский Век: Альманах. — Вып. 10. Философия как судьба. Российский философ как социокультурный тип: Материалы II Междунар. летней школы по истории идей 8–29 августа 1999 г., Санкт-Петербург — Новгород — Торжок — Тверь — Москва. — СПб., 1999. — С. 2000–211.

Мифическое основание «утопического априори» Просвещённого абсолютизма // // Философский Век: Альманах. — Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма: Материалы III Междунар. Летней школы по истории идей, 27–28 июля 2000 г., — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000. — С. 127–143.

Апокалипсис настоящего времени // Метаморфози свободи: Спадщина М. Бердяєва у сучасному дискурсі: Матеріали між нар. наук. конф. / Центр гуманітарної освіти. — К., 2000. — С. 631–644.

Мифический характер монаршей власти в России на рубеже XVII–XVIII вв. // Человек между Царством и Империей: Сб. материалов межд. конференции «Человек между Царством и Империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив. — Москва, 14–15 ноября 2002 г. / под ред. М. С. Киселёвой. — М.: РАН, Ин-т человека, 2003. — С. 75–89.

Трансформация представлений о «Святой Руси» от Царства к Империи // Человек верующий в культуре Древней Руси / Матер. межд. науч. конф. 5–6 дек. 2005 г. / Отв. ред. Т. В. Чумакова. — СПб.: Лемма, 2005. — 252 с. (С. 42–60). (http:// drevn2005.narod.ru/3.htm)

Парадигмы Просвещения в Западной Европе, России и Америке: единство и противоречие оснований // Философский Век: Альманах. — Вып. 31. Бенджамин Франклин и Россия: К 300-летию со дня рождения. — Ч. 1. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2006. — С. 170–178.

Компаративный анализ исторической логики становления антропологического дискурса в Западной Европе и России // Человек в современных философских концепциях: Материалы 4-й международной конференции, 28–31 мая 2007 г. — Волгоград: Изд-во Волгу, 2007. — С. 54–57.

Мировой опыт исследования сущности «добра» и «блага» и Владимир Соловьёв // Соловьёвские исследования: Периодический сборник научных трудов. — Вып. 18. — Иваново: Ивановский гос. энергетический ин-т им. В. И. Ленина, 2008. — С. 36–53.

А. Ф. Лосев о мифосимволической сущности личности // Symbol w kulturze rosyjskiej / Wyћsza Szkola Filozoficzno-Pedagogiczna «Ignatianum». — Krakov: Wydawnictwo WAM, 2010. — S. 325–339.

К вопросу об основании концепции всеединой личности в творчестве Владимира Соловьёва // Философия В.С. Соловьева в межкультурной коммуникации: К 110-летию со дня смерти В. С. Соловьёва и 20-летию праведной кончины протоиерея Александра Меня»: Матер. межд. науч. конф. 23–25 сентября 2010 г. — Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т им. В. И. Ленина, 2010. — С. 49–50.

Христианский универсализм как основание персонализма Владимира Соловьёва // Життя у вимірах Абсолюту: проблеми філософії і культури Срібного Віку: Вип. 16. — Матеріали міжнар. конф. 2010 р. — Дрогобич: Вид-во Дрогобицького держ. пед. ун-ту ім. І. Франка, 2010. — С. 75–86.

Парадоксальная сущность творческих способностей (полемика Фрейда с Достоевским) // Ф. М. Достоевский и канун третьего тысячелетия. Становление и развитие классической русской философской традиции: от И. В. Киреевского до Д. Л. Андреева. — К.: Киев. Русь, 2010. — С. 48–67.

«Имморальность» как ментальный критерий понимания сущности творчества (основание мировоззренческой трансформации  в России XIX–XX вв.) // Русская философия: история, методология, жизнь [Текст] / отв. ред. Аляев Г., Суходуб Т. / Общ-во рус. фил. при Укр. филос. фонде; Полтавский нац. тех. ун-т им. Ю. Кондратюка; Ин-т философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины; Центр гум. образ. НАН Украины; Сектор истории рус. фил. Ин-та философии РАН; Укр. акад. русистики. — Полтава: ООО «АСМИ», 2011. — С. 63–79. — (Серия «Украинский журнал русской философии. Вестник Общества русской философии при Украинском философском фонде»; вып. 10)

Основание единства метафизики и литературы в культуре Серебряного Века // Metafizyka a literature w kulturze rosyjskiej / Метафизика и литература в русской культуре. — Kraków: Uniwersytet Papieski Jana Pawła II, Wydawnictwo Naukowe, 2012. — S. 9–27.

Ломоносовская реформа русского языка как основание реформы отечественной культуры (оценка Я. К. Грота) // Философский век. Альманах. Выпуск 38. Соединяя времена и народы. Яков Грот: к двухсотлетию со дня рождения. — СПб.–Хельсинки: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2012. — С. 135–151.

Исторические и лингвистические обоснования происхождения русского народа в творчестве М. В. Ломоносова // Северное Причерноморье: К истокам славянской культуры. VII Чтения памяти акад. О. Н. Трубачёва / Нац. академия наук Украины, Феодосийский Музей древностей, РАН. — Киев — Москва — Феодосия, 2012. — С. 89–105. 

Сергей Булгаков как литературный критик // Булгаковские чтения: Сб. науч. статей по материалам VI Всероссийской науч. конф. с международным участием / Под общ. ред. Л. И. Пахарь. — Орёл: Картуш, 2012. — С. 70–78. 

«Рецепція ідей» як неможливість зберігання особистісної творчої ідентичності // Наукові записки. — Серія «Культурологія». — Вип. 11. — Матеріали 6-ї Міжнародної наукової конференції «Культура сталих і плинних ідентичностей» (12–13 квітня 2013 р., м. Острог). — Ч. 1. — С. 3–11.

Dostoevsky and Thomas Mann on the «Twilight of German Spirit» // Russian Thought in Europe. Reception. Polemics. Development / Akademia Ignatianum. — Krakow: Wydawnictwo WAM, 2013. — P. 109–118 (0,6 д. а.)

«Достоевский как он есть и не есть» (опыт восприятия С. Булгакова) // Булгаковские чтения: Сб. науч. статей по материалам VII Всероссийской науч. конф. с международным участием / Под общ. ред. Л. И. Пахарь. — Орёл: Картуш, 2013. — С. 109–117.